Полиандрия в истории

Полиандрия известна с античных времен. В науке известны «левират», когда вдова выходит замуж за брата покойного мужа, и «соорат» — когда вдовец женится на сестре жены.

В России еще в прошлом веке существовал и более архаичный обычай «снохачества», когда с женой мужчины могли жить его отец и братья. Множество подобных примеров можно найти и в Библии.

С этими обычаями не следует смешивать так называемую «гостеприимную проституцию» — предоставление гостю или другу своей жены. Так еще недавно поступали многие народы Севера, полинезийцы, папуасы.

У некоторых народов женщина, даже замужняя, должна была искупать определенные проступки тем, что отдавалась всем мужчинам своего рода или селения (этот обычай отражен в фильме «Легенда о Нараяму»).

В других случаях, если муж оказывался бесплодным, он должен был позволить жене заиметь потомство от другого мужчины. Так сказано в древне-индийских Законах Ману.

Вообще, Индия и соседние регионы — классическая область полиандрии. У лесных индийских племен жена старшего брата становится женой младших по мере их взросления. Это связано в первую очередь с имущественными отношениями. Братья не создают каждый свою семью, чтобы не делить и без того небольшие наделы земли.

Глубокие следы обычая хранит индийский эпос «Махабхарата», где пятеро героев — братья Пандавы — имеют общую жену Драупади. Впрочем, такая «боевая подруга» войнов встречается в сказаниях других народов.

Фольклорист Владимир Пропп считал, что это отражает реальный обычай, по которому юноши, проходившие посвящение в мужчины, живут не только в одном доме, но и с одной женщиной. Отголосок этого слшен даже в пушкинской «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях».

В близком к Индии Тибете братья тоже жили с общей женой, причем часто переселялись к ней в дом и делали всю домашнюю работу (мечта феминисток!). В таких случаях жена выполняла супружеские обязанности в соответствии со строгой очередностью. Тот из братьев, к которому приходила жена, выставлял на ночь обувь у дверей комнаты.

Впрочем жена могла выбрать одного из братьев для индивидуального брака — тогда происходил раздел всего имущества.

На деле полиандрия вовсе на означала свободу женщин. Настоящих «мужских гаремов» не заводили даже самые распушенные красавицы прошлого. И трудно сказать, что для женщины лучше: делить с соперницами внимание одного мужчины или одной переносить жизнь с несколькими, далеко не всегда ей приятными.